12 апреля (31 марта по ст. ст., вторник)

1836 года

Дано цензурное разрешение

на печатание первого тома

пушкинского журнала «Современник»,

цензор А. Л. Крылов.

 

В библиотеке Всероссийского музея А. С. Пушкина хранятся все четыре тома «Современника», изданные при жизни А. С. Пушкина.

В этот же день Пушкин с семьей присутствует на отпевании своей матери в Спасо-Преображенском соборе. Н. О. Пушкина скончалась 29 марта в 8 утра, на Пасху. Незадолго до ее кончины у родителей Пушкина побывала давняя знакомая семьи А. П. Керн. Она вспоминала, что Надежда Осиповна «уже не вставала с постели, которая стояла посреди комнаты, головами к окнам; Пушкины [поэт и его жена] сидели рядом на маленьком диване у стены. Надежда Осиповна смотрела на них ласково, с любовию; а Александр Сергеевич, не спуская глаз с матери, держал в руке конец боа своей жены и тихонько гладил его, как бы выражая тем ласку к жене и ласку к матери; он при этом ничего не говорил». Позднее, 13 апреля, отправляя поэту И. И. Дмитриеву в Москву первый том «Современника», князь П. А. Вяземский заметил, что «печальные заботы» Пушкина «в продолжение болезни и при самой кончине» матери, «может быть, повредили лучшей отделке и полноте первой книжки».

Апрель
 
1   2   3  4  5  
6  7   8  9  10  11  12 
13  14  15  16  17  18  19
20  21  22  23  24  25  26 27  28  
 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин

...Поэт идёт, открыты вежды...

 

 


Николай Гумилев — русский поэт, драматург.
Родился 3 апреля (15 н.с.) в Кронштадте в семье корабельного врача. Детские годы провел в Царском Селе, здесь в 1903 поступил в гимназию, директором которой был известный поэт И. Анненский. После окончания гимназии уехал в Париж, в Сорбонну. К этому времени Гумилев был уже автором книги «Путь конквистадоров», замеченной одним из законодателей русского символизма В. Брюсовым. В Париже издавал журнал «Сириус» (в котором дебютировала А. Ахматова), посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке в Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы.
В эти годы он дважды побывал в Африке, куда впоследствии приезжал еще несколько раз.
В 1908 вышла вторая книга поэта «Романтические цветы» с посвящением будущей жене А. Ахматовой (тогда Анне Горенко). Вернувшись в Россию, но поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет (учился на юридическом, затем на историко-филологическом), но курса не окончил. Входит в литературную жизнь столицы, знакомится с Волошиным, Кузминым и др., печатается в различных журналах. С 1909 становится одним из основных сотрудников журнала «Аполлон», ведя раздел «Письма о русской поэзии».
Осенью этого же года отправляется в длительное путешествие по Африке, возвращается в Россию в 1910, выпускает сборник стихов «Жемчуга», сделавший его известным поэтом. Тогда же 25 апреля женится на А. Горенко (А. Ахматовой). Летом молодые супруги побывали в Париже, а осенью он еще раз посетил Африку, наконец достигнув центра материка — Абиссинии, где записывал местный фольклор, общался с местными жителями, знакомился с бытом и искусством.
К 1911 — 12 относится ряд важных событий в литературной биографии Гумилева: вместе с Городецким организовал «Цех поэтов», в недрах которого зародилась программа нового литературного направления — акмеизма; отходит от символизма, что было закреплено статьей «Наследие символизма и акмеизм».
1914 год внес решительные изменения в судьбу Н. Гумилева. Ранее навсегда освобожденный от воинской службы, он в первые же дни мировой войны уходит добровольцем на фронт, зачисляется в лейб-гвардии уланский полк. К началу 1915 был уже награжден двумя Георгиевскими крестами, в марте 1916 произведен в прапорщики, переведен в 5-й гусарский Александрийский полк.
В мае 1917 его отправляют в командировку на Салоникский фронт, но не попадает туда, оставленный в Париже. В январе 1918, после расформирования управления военного комиссара, к которому он был приписан, Гумилев отправился в Лондон и оттуда возвратился в Россию. В годы войны не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написаны пьесы «Гондла» и «Отравленная туника», цикл очерков «Записки кавалериста» и др.
В 1918 — 21 Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Много печатается, работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции; в 1921 руководит Петроградским отделением Союза поэтов, был наставником молодых поэтов на студии «Звучащая раковина». Стихи этих лет собраны в сборнике стихов «Огненный столп», вышедшем в Берлине после его смерти (1921) тиражом в 1000 экз.
3 августа 1921 был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре. Позднее, в 1950-е годы, из материалов следствия стало ясно, за что — «...не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался». Точная дата расстрела Гумилева не известна; по словам А. Ахматовой, казнь произошла близ Бернгардовки под Петроградом.

Николай Степанович Гумилев
03 (15).IV.1886—24.VIII.1921

ЮБИЛЕЙ 135 лет со дня рождения

 

Писатели

Арно Сергей Игоревич
14 апреля
писатель России XX века, публицист

Бейзер Михаил Сулевич
8 апреля
историк XX века, редактор XXI, писатель Израиля, доктор философии по истории, журналист

Воскобойников Валерий Михайлович
1 апреля
публицист России, писатель Санкт-Петербурга

Гальперин Юрий Мануилович
24 апреля
писатель России XX века

Гидони Александр Иосифович
18 апреля
писатель России XX века, журналист Литвы, драматург Российской империи

Жемчужников Владимир Михайлович
23 апреля
мемуарист Российской империи, писатель России XIX века, поэт, сатирик

Кабаков Марк Владимирович
24 апреля
писатель России XX века, капитан 1-го ранга (СССР), поэт, публицист

Кнорре Фёдор Фёдорович
15 апреля
драматург России, сказочник, сценарист, писатель XX века

Лурье Лев Яковлевич
19 апреля
писатель России XX века, историк, краевед Санкт-Петербурга, журналист СМИ

Любарская Александра Иосифовна
21 апреля
писатель XX века, переводчик

Майков Леонид Николаевич
9 апреля
литературовед Российской империи, офицер ордена Академических пальм, писатель России XIX века, этнограф, пушкинист, фольклорист, библиограф, вице-президент РАН, географ

Найман Анатолий Генрихович
23 апреля
писатель России XX века, поэт

Помяловский Николай Герасимович
23 апреля
писатель России XIX века

Стругацкий Борис Натанович
15 апреля
переводчик XX века, сценарист, писатель России, филателист СССР

Трегубов Юрий Андреевич
4 апреля
писатель Германии


Балабуха Андрей Дмитриевич (10 апреля) - писатель-фантаст России.


 

 

 

Башуцкий Александр Павлович (30 апреля) - писатель России XIX века, издатель Российской империи.

Жандр Николай Павлович (12 апреля) - драматург XIX века, писатель России, переводчик, поэт.

Любич-Романович Василий Игнатьевич (27 апреля) - переводчик XIX века, поэт, писатель.

Мацкевич Юзеф (1 апреля) - исследователь катынского расстрела, писатель Польши.

Петров Всеволод Николаевич (13 апреля) - искусствовед России, мемуарист, писатель XX века.

Регель Роберт Эдуардович (27 апреля) - ботаник Российской империи, преподаватель физико-математического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, писатель в общественном достоянии.

Якимчук Николай Алексеевич (16 апреля) - писатель России XX века, драматург, поэт.

Поэты

Антипов Евгений Игоревич
12 апреля
поэт России

Генделев Михаил Самуэлевич
28 апреля
поэт Израиля, переводчик XX века

Каминский Евгений Юрьевич
29 апреля
поэт XX века

Кузьминский Константин Константинович
16 апреля
поэт России, эссеист XX века, редактор

Резник Илья Рахмиэлевич
4 апреля
поэт России

Семёнов Глеб Сергеевич
18 апреля
поэт России, переводчик поэзии на русский язык

Сидаш Тарас Геннадьевич
26 апреля
переводчик XXI века, поэт, философ

Шперк Фёдор Эдуардович
22 апреля
публицист XIX века, философ, поэт России

 

 

Костерев Александр Евгеньевич (4 апреля) - поэт России.

 

Окунь Михаил Евсеевич (18 апреля) - журналист России, поэт, редактор.

Петрова Александра Геннадиевна (30 апреля) - поэт Италии, поэтесса.

Рабинович Евгений Исаакович (27 апреля) - биолог XX века, поэт, биохимик США.

Родин Борис Аркадьевич (8 апреля) - поэт России XXI века, продюсер.

Художники

Бестужев Николай Александрович
13 апреля
историк Российской империи, художник России, масон

Волков Ефим Ефимович
4 апреля
академик Императорской Академии художеств, художник России

Голубин Сергей Иванович
6 апреля
художник Томска

Дымшиц-Толстая Софья Исааковна
23 апреля
скульптор-абстракционист, график СССР, художник XX века, редактор журналов, художница России, живописец Ленинградского Союза художников

Закликовская Софья Людвиговна
4 апреля
живописец Ленинградского Союза художников, художник России

Козловская Марина Андреевна
7 апреля
художник России, живописец Ленинградского Союза художников

Назина Вера Ивановна
26 апреля
живописец Ленинградского Союза художников, художник России

Порет Алиса Ивановна
15 апреля
мемуарист русского авангарда, художник России XX века, график

Рохлин Вадим Моисеевич
25 апреля
художник неофициального искусства СССР

Щедрин Семён Фёдорович
17 апреля
художник России XVIII века

 

Басин Анатолий Нисонович (29 апреля) - художник Израиля.

Валентин Самарин (4 апреля) - художник неофициального искусства СССР, фотограф России.

Володимиров Николай Николаевич (19 апреля) - живописец Ленинградского Союза художников, командир взвода в Великой Отечественной войне, художник Санкт-Петербурга.

Егошин Герман Павлович (8 апреля) - живописец Ленинградского Союза художников, художник России.

Меллер Вадим Георгиевич (26 апреля) - художник русского авангарда, архитектор, сценограф XX века.

Петров-Маслаков Всеволод Михайлович (29 апреля) - живописец Ленинградского Союза художников, художник Санкт-Петербурга.

ДОМЛИТ. spb. ru   СЕГОДНЯ 11 апреля  2021 г.

Императорское Русское военно-историческое общество – одно из четырех Императорских обществ, наряду с Русским географическим обществом, Русским историческим обществом и Православным Палестинским обществом – было создано по Указу Императора Николая II в 1907 году, прекратило свою деятельность в 1917-м.

Общество ставило своей задачей объединение граждан России для изучения и сохранения сведений о военной истории, поиск и археологические исследования мест сражений прошлого, создание и описание военно-исторических музеев, коллекционирование военной формы, оружия и атрибутики, публикация сведений о наследии предков и текущих событиях.

 

Резников Виктор Михайлович
9 мая
поэт-песенник России, композитор, певец

 

 

 

65 лет Ленинградскому метрополитену 

 

В    марте    ОТКРЫТЫ    СТАНЦИИ!

 

КЛИКАБЕЛЬНО! ИНФОРМАЦИЯ САЙТА Mirprometro.spb.ru

 

Мышкова Нинель Константиновна
8 мая
актриса XX века, Театра-студии киноактёра

История метрополитена

Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

Сумароков Александр Петрович
25 ноября
драматург России, писатель в общественном достоянии, поэт XVIII века

 

Из биографии

Биография А. П. Сумарокова богата событиями.  Родился он 14 ноября (25 н. с.) 1717 г. в Москве в старинной дворянской семье. Сумароков всегда гордился своей принадлежностью к дворянскому сословию, но считал, что звание дворянина налагает на него дополнительные обязанности. Он хотел видеть в дворянах людей идеальных – благородных, добродетельных, честных, просвещенных, людей, для которых основная цель жизни – служба на благо отечеству. Сумароков мечтал посредством литературы донести эти идеалы до дворянского общества в целом. В детстве мальчик получил традиционное для своего сословия домашнее образование под руководством прекрасного педагога и воспитателя Ивана Зейкина. Хотя Зейкин был венгром по национальности, он великолепно знал русский язык и многому научил своего воспитанника, прежде всего, привил ему на всю жизнь любовь к литературе, к родной речи.

В 1732 г., в возрасте пятнадцати лет, Сумароков был отдан родителями в только что открытый Сухопутный шляхетный (т. е. дворянский) кадетский корпус. Эта привилегированная «рыцарская академия», как ее еще иначе называли в то время, предназначалась только для детей дворян, которых готовили к руководящей деятельности в военной, гражданской и придворной сферах. В Корпусе, где преподавались история, языки, география, юридические науки, фехтование и танцы, юный Сумароков получил великолепное по тем временам классическое образование. Там же ему привили любовь к театру и литературе. Со временем Шляхетный корпус стал очагом прогрессивной дворянской культуры. Уже в кадетском корпусе Сумароков пристрастился к поэзии, театру, принимал участие в любительских спектаклях, писал оды, любовные песни и другие стихотворения самого разнообразного содержания в подражании Тредиаковскому.  

В Корпусе состоялась премьера написанной Сумароковым первой русской трагедии «Хорев», с которой началось создание русского драматического репертуара. После окончания Шляхетного корпуса Сумароков служил в военно-походной канцелярии, однако все свободное время посвящал литературной деятельности, к которой относился как к профессиональному делу. Что было довольно необычным для того времени.

Театральная деятельность

Огромна роль Сумарокова в становлении и развитии российского театра, как явления. Он был одним из основателей и первым директором первого постоянно действующего русского театра. Приказ о создании театра и о назначении Сумарокова был подписан Елизаветой I в 1756 г. Существование театра было бы невозможным без драматургических работ Сумарокова, составивших его репертуар. К моменту открытия театра им уже были написаны пять трагедий и три комедии. Среди них стихотворные трагедии – «Хорев» (1747), «Гамлет» (1748), «Синав и Трувор» (1750). В этих произведениях впервые в истории русского театра были использованы достижения французской и немецкой просветительской драматургии. Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой. Современники высоко ценили драматурга и считали его «основателем российского театра». С  полным правом можно повторить слова В. Г. Белинского, назвавшего Сумарокова «отцом российского театра». Работа на посту директора продолжалась около пяти лет, в течение которых Сумарокову пришлось столкнуться с множеством технических и финансовых проблем, которые он по большей части из-за своей неуживчивости и резкости был не в состоянии решить. В этот период ему неоднократно пришлось обращаться с просьбами к всесильному фавориту Елизаветы Петровны – графу Шувалову и вступать в конфликты с ним и другими вельможами. В конце концов, в 1761 г., рассорившись с придворным начальством театра, он был вынужден уйти из своего детища – театра, которому посвятил много сил. С этого времени Сумароков всецело отдается литературному творчеству, которым активно занимался еще в период своей театральной деятельности. В 1755–1758 гг. он сотрудничает с академическим журналом «Ежемесячные сочинения». А в 1759 г. начинает издавать собственный сатирико-нравоучительный журнал «Трудолюбивая пчела» – первый в России частный журнал, выступавший на стороне придворной группы, которая ориентировалась на будущую императрицу Екатерину II. Сумароков, понимавший необходимость широких реформ в государстве и надеявшийся на их осуществление при Екатерине II, на первых порах был рад перемене царствования. В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Д. Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными. Но вскоре наступило разочарование. Новая императрица не желала прислушиваться к советам и наставлениям просвещенных дворян, а самый настойчивый из них – поэт и драматург Сумароков – попадает в немилость. 

В 1769 г. Сумароков, который к тому времени находится на положении опального писателя и публициста, переезжает в Москву. Здесь в 1770-е гг. он создает свои лучшие комедии «Рогоносец по воображению», «Вздорщица» и трагедии «Дмитрий Самозванец» и «Мстислав». Сначала принимает активное участие в театральных делах, пытается способствовать возрождению Московского театра, который находился в упадке, репетирует с актерами свои пьесы. Но, натолкнувшись на противодействие московского главнокомандующего П. С. Салтыкова, осознает полную бесперспективность своих благих начинаний и намерений. Женившись же на своей крепостной девушке, Сумароков и вовсе падает в глазах дворянского «общественного мнения». Раздражительный и обидчивый от природы и к тому же издерганный постоянными личными неурядицами и невзгодами, насмешками двора и самой императрицы, Сумароков все больше и больше опускается. Последние годы жизни писателя отмечены утратой популярности, материальными лишениями, пристрастием к спиртным напиткам. Он бедствует и, наконец, впадает в полную нищету. Осмеянный и всеми покинутый, писатель скончался 1 октября (12 н. с.) 1777 г. в Москве. У его семьи не оказалось средств даже на погребение писателя.  Александра Петровича Сумарокова похоронили на Донском кладбище за свой счет актеры Московского театра, которые и проводили некогда знаменитого поэта и драматурга в последний путь.

Литературное наследие Сумарокова отличается исключительной широтой и разнообразием. Он создал 9 трагедий и 12 комедий, около 400 басен. А также был талантливым публицистом, критиком, теоретиком литературы, журналистом. Еще более он прославился как драматург, автор трагедий и комедий, которые, по существу, составили основу репертуара русского театра во второй половине XVIII века. Как поэт, Сумароков разрабатывал почти все стихотворные жанры: оды, баллады, мадригалы, сатиры, притчи, эпиграммы, эпитафии, пародии и другие. Особенно знамениты были его сатирические басни и любовные песни, которые пользовались большой популярностью у самых широких кругов читателей. Близки басням по своей сатирической направленности, стилевой манере и эпиграммы Сумарокова, в которых поэт осмеивает те же пороки, что и в баснях. Сатирическое начало ощутимо проявляется и в других жанрах поэзии Сумарокова.  Значительное место в поэзии Сумарокова занимает любовная лирика. Ему удалось в своих любовных песнях (говоря словами Пушкина из «Евгения Онегина») «подслушать сердца первый звук», заговорить языком любви, искреннего и безыскусного чувства. Здесь и кроется причина огромной популярности его песен. Многие из них быстро и легко усваивались дворянской молодежью и разночинцами, переписывались от руки и распространялись в рукописных и печатных сборниках, а некоторые уже при жизни их автора становились народными песнями. Не чужд был Сумарокову и жанр торжественной и духовной оды, хотя здесь его достижения гораздо скромнее, чем, скажем, Ломоносова или Державина. Испытав, особенно на первых порах, воздействие Ломоносова как признанного автора торжественных и духовных од, Сумароков затем пытался освободиться от этого влияния, пойти своим собственным путем. По мнению критиков, безусловным достоинством од самого Сумарокова является их глубокая философичность, поэтическая страстность, живой, естественный и выразительный язык. Заслуги Сумарокова как одного из создателей русского литературного языка, как человека и поэта, требовавшего безусловного уважения к нелегкой и почетной профессии литератора, признавал в пору своей творческой зрелости и Пушкин. В набросках одной из статей 1827 г., Пушкин писал: «Сумароков лучше знал русский язык, нежели Ломоносов, и его критики (в грамматическом отношении) основательны... Сумароков требовал уважения к стихотворству».

Русские писатели по-разному оценивали литературное творчество А. П. Сумарокова. В частности, А. Н. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) называл Сумарокова «отменным стихотворцем» и видел в нем прямого наследника поэтической лиры Ломоносова: «Великий муж может родить великого мужа; и се венец твой победоносный. О! Ломоносов, ты произвел Сумарокова». Неоднозначное отношение к творчеству Сумарокова было у В. Г. Белинского. Полагая, что многие произведения Сумарокова имеют только историко-литературное значение, критик считал его одним из «образованнейших и умнейших людей того времени» и подчеркивал, что, «не изучив его, нельзя понимать и его эпохи».

При жизни Сумарокова выходило много его стихотворных сборников, составленных по жанровому признаку, но полное собрание его сочинений издано не было.

В 1781 г. известный российский журналист и издатель Н. И. Новиков издал в Университетской типографии (типографии Московского университета) посмертное «Полное собрание всех сочинений в стихах и прозе…» А. П. Сумарокова в 10 томах. Это стало данью памяти Новикова по отношению к недавно умершему поэту, творчеством которого он восхищался. Успех этого первого полного издания произведений Сумарокова был столь велик, что в 1787 г. его пришлось переиздать.

 

Парк усадьбы А.Л. Сумарокова

История кабаре «Привал комедиантов»

«Вы проповедуете сверхчеловека? Я – сверхшута»
Так говорит герой арлекинады Н.Евреинова в постановке «Веселая смерть», прошедшей в новом кабаре Петербурга «Привал комедиантов». Это можно считать и художественным «девизом» Пронин и К`, воскресившим в апреле 1916 года идею «Бродячей собаки».

Известно, что кабаре Интимного театра на Михайловской было закрыто в 1915, и через год Борис Пронин открывает следующий свой проект – «Привал комедиантов». Новое артистическое пристанище «бродячего собачьего искусства» обустраивается на Марсовом поле, 7 – снова в подвале на этот раз дома Адамини. В этом доме и снимал квартиру Б.Пронин, здесь же жили В.Каменский и Л.Андреев, художник С.Судейкин и его супруга О.Глебова-Судейкина. Кстати, именно название картины С.Судейкина «Привал комедиантов» было выбрано в качестве основной вывески нового богемного заведения.

Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

 

 Обзорная экскурсия «Театральные легенды»

Экспозиция музея дает представление об истории театра от истоков до середины XX века. Посетители увидят эскизы декораций, портреты легендарных мировых и российских знаменитостей, исполненных великими художниками. Редкие, ценные материалы из собрания музея рассказывают о становлении театрального процесса в России. Костюмы из гардероба императорских театров свидетельствуют о роскоши, богатстве и изысканности театральных постановок Петербурга.

В балетном зале внимание привлекают уникальная коллекция балетных туфелек и инсталляция, представляющая собой виртуальный урок классического танца под руководством ректора Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Николая Цискаридзе.

Завершает экскурсию показ редких видеокадров знаменитых спектаклей.

 

 

Таинственный мир смысловой реальности

Смысловая реальность — это относительно новый термин для описания явлений, известных под названиями “духовная культура”, “надстроечные образования”, “личностные и общественные формы сознания”, “идеологические концепции”, “ментально-языковые структуры” и т. д. Нетрудно понять, почему термин “смысловая реальность” входит в употребление лишь в самое последнее время: слишком долго в науке господствовало восходящее к трудам основоположников диалектического и исторического материализма убеждение, согласно которому у “надстроечных явлений” нет ни собственного существования, ни собственной истории, а есть лишь способность косвенно отражать происходящее в материальной действительности. Напомню, о чём конкретно говорили классики: “Ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства, они только проявления действительной жизни”; “У них нет истории, нет развития…”; “Мир есть закономерное движение материи, и наше познание … в состоянии только отражать эту закономерность”, сводимую к тому, что “нынешние живые существа являются результатом продолжительного развития от простого к сложному…” (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Библиотека имени братьев Стругацких

 

В апреле мы читаем «Стажёры» Стругацких
Но если есть те, кто не хочет быть кое-какерами, то предлагаю прочитать дополнительно к 17 апреля другие книги Предполуденного цикла:
«Страна багровых туч» (1959)
«Путь на Амальтею» (1960),
или даже «Хищные вещи века» (1965)
Электронные версии книг вы можете скачать ниже. Тут же любопытная книга «Неизвестные Стругацкие. От "Страны багровых туч" до "Трудно быть богом"».
#БиблиотекаСтругацких #ЦБСМосковскогорайона #Петровасходитсума #братьяСтругацкие

 

 

Черубина де Габриак

 

— самая знаменитая мистификация в русской литературе начала XX века, автором которой была Елизавета Ивановна Дмитриева (в замужестве Васильева) и Максимилиан Волошин. Летом 1909 года в Коктебеле в Крыму, в гостях у Волошина был придуман звучный псевдоним, создана маска таинственной иноземной красавицы и отобраны стихотворения, способные заинтриговать столичную художественную элиту. С тех пор в течение года редактор журнала «Аполлон» С. Маковский регулярно получал мелко исписанные листки в траурной кайме со стихами, исполненными трагико-романтической патетики. Наибольший интерес в кругу «аполлоновцев» возбуждали полупризнания прекрасной незнакомки: она намекала, что происходит из древнего, едва ли не царского рода, необычайно хороша собой, томится на чужбине и несет крест избранничества и мучительной любви. Стихами Черубины «бредили», И. Анненский писал в своей предсмертной статье: «Пусть она даже мираж... я боюсь этой инфанты, этого папоротника, этой черной склоненной фигуры с веером около исповедальни...» Когда литературная игра зашла уже настолько далеко, что С. Маковский всерьез влюбился, а фантазии поверила даже ее создательница (тонкая, суеверно-чуткая Е. Дмитриева стала отождествлять себя с Черубиной, ощущать ее как подлинное и более реальное воплощение своего «я»), мистификация неожиданно раскрылась: переводчик И. фон Гюнтер, тоже сотрудник «Аполлона», под гипнозом выведал у Елизаветы Дмитриевой тайну Черубины. Разочарование испытали все (даже через много лет С. Маковский, пристрастно и зло описывая встречу с Е. Дмитриевой-Черубиной, не мог простить розыгрыша, выставившего его в смешном свете). Защищая честь Дмитриевой, М. Волошин вызвал на дуэль Н. Гумилева. Для самой поэтессы этот скандал обернулся трагедией: «я — художник умерла». Она замолчала на несколько лет, а вернувшись примерно в 1915 г. к поэзии — в пору ее сближения с Антропософским обществом — писала Волошину: «Черубина никогда не была для меня игрой... Черубина поистине была моим рождением; увы! мертворождением». «Черубина» жила всего год, но это время Марина Цветаева определила как «эпоху Черубины де Габриак».
У Елизаветы Дмитриевой (все оставшиеся годы проведшей, по сути, в борениях с «Черубиной») была иная биография и иная судьба. Она родилась в Петербурге в бедной дворянской семье учителя чистописания. Отец рано умер от чахотки, а сама она в детстве и юности страдала тем же недугом («туберкулез и костей и легких»); в течение нескольких лет была прикована к постели, год была слепа, на всю жизнь осталась хромой. «Люди, которых воспитывали болезни, они совсем иные, совсем особенные» (автобиография). В 1904 г. окончила Василеостровскую гимназию, в 1908 г. — Женский педагогический институт (занималась средневековой историей и средневековой французской литературой). Слушала лекции в Петербургском университете и Сорбонне. Работала учительницей русской словесности и печатала в теософских журналах переводы с испанского. Стихи (примерно с 1908 г.) посылала Волошину; в 1909 г. ходила на «башню» к Вяч. Иванову. На обложке «Аполлона» в числе сотрудников постоянно значилась Е. Дмитриева (а потом, вместе с ней — Черубина де Габриак). После революции ненадолго попала в Екатеринодар, где вместе с С. Маршаком работала для детского театра. Вернувшись в 1922 в Петербург, первое время продолжала сотрудничать с ТЮЗом, затем перешла в Библиотеку Академии наук. За участие в Антропософском обществе в 1927 году была сослана в Ташкент. Там написала последнюю книжку стихов от имени китайского поэта, заброшенного на чужбину, — «Домик под грушевым деревом».