13 февраля 1894

Первый номер «Русской музыкальной газеты»

«Русская музыкальная газета» — музыкальное периодическое издание, выходившее в Санкт-Петербурге в 1894—1918 годах.

Журнал «Русская музыкальная газета» был посвящён по преимуществу музыкальной журналистике: изучению русской и русской народной музыки и музыкального развития в России.

Первым издателем и бессменным главным редактором «Русской музыкальной газеты» был Николай Фёдорович Финдейзен. В работе редакции принимали активное участие Александр Вячеславович Оссовский и Евгений Максимович Петровский. С изданием охотно сотрудничали многие видные музыкальные деятели Российской империи: И. В. Липаев, Г. П. Прокофьев, Н. П. Малков, Д. Н. Соловьёв, Р. В. Геника, В. Е. Чешихин, Ю. В. Курдюмов, В. Г. Вальтер, А. П. Коптяев, В. Д. Корганов, А. В. Преображенский, С. В. Смоленский, В. М. Металлов, Н. И. Компанейский и др.

Дебют печатного издания оказался весьма успешным и, в первые пять лет, газета значительно увеличила объём (число страниц возросло от 16 до 100) и тираж от первоначального. Сначала «Русская музыкальная газета» выходила ежемесячно, с 1899 года стала выходить еженедельно. С 1913 по 1916 год газета выходила вместе с приложением «Библиографический листок» Структура газеты на протяжении всего периода её существования практические не менялась. В газете было три раздела. В первый раздел помещались статьи и очерки широкой музыкальной тематики. Особую ценность представляют подборки писем композиторов, впервые опубликованные в газете. Кроме исторических очерков о композиторах прошлого, в специальной рубрике «Современные музыкальные деятели» рассказывалось о творчестве композиторов и исполнителей рубежа XIX—XX веков; проводился тематический разбор новых сочинений. В отдельной рубрике «Периодическая печать о музыке» давался краткий обзор информации из других музыкальных изданий. В газете существовал специальный раздел «Глинкиниана», который был целиком посвящён жизни и творчеству основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки. Отдельные исторические очерки были посвящены музыкальной культуре России: статьи «Роговая музыка в России» Н. Финдейзена, «История русской оперы» В. Чешихина, «Оркестровые музыканты» И. Липаева. Печатались статьи, затрагивавшие музыкально-теоретические проблемы («Мажор и минор с физической точки зрения» И. Львова, «О персо-арабской гамме» В. Петра) и новые музыкальные течения («Музыка футуристов» И. Липаева, «О современных стремлениях к новой музыкальной (тональной) системе» Н. Черкаса). Существовала также специальная рубрика «Церковно-певческое дело». В тексте издания и отдельнопомещались портреты, рисунки, автографы и нотные примеры.

Тематика второго раздела — хроника музыкальной жизни. Здесь размещались рецензии на концерты и театральные постановки; затрагивались важные события музыкальной жизни. Практически в каждом выпуске помещались отчёты о работе территориальных отделений Русского музыкального общества. Существовала специальная рубрика «Музыка за границей», в которой среди прочего помещались обзоры «Русская музыка за границей».

Третий раздел газеты — «Библиография» (с некоторого времени он стал выходить в качестве приложения под названием «Библиографический листок»). Здесь размещалась информация о новых музыкальных книгах и нотных изданиях, с рецензиями на них.

Был выпущен целый ряд специальных выпусков, посвящённых выдающимся композиторам (И. С. Бах, А. Бородин, И. Брамс, А. Глазунов, М. Глинка, К. Давыдов, А. Лядов, В. А. Моцарт, М. Мусоргский, Э Направник, А. Рубинштейн, В. Сенилов, С. Танеев, П. Чайковский, Н. Черепнин, Ф. Шопен) и специальные выпуски по другим темам.

В 1917 году вышло всего 36 номеров — повлияли революционные события. В 1918 году вышло всего 6 сдвоенных тетрадей (12 номеров) и в № 11-12 редакция газеты сообщила о приостановке издания. Последующие политические события не позволили возобновить её выпуск.

 

Сказочная феерия «Щелкунчик» давно уже ассоциируется у зрителей всего мира с магией Рождества и Новогодних праздников. Однако в любой сезон балет собирает миллионы поклонников творчества П.И. Чайковского и великого балетмейстера Мариуса Петипа, содружеству которых мы обязаны появлением знаменитого балета. В его основу легла немецкая сказка Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» о торжестве любви над силами зла. Хореограф Василий Вайнонен, создавший свою версию «Щелкунчика», придумал идеальный спектакль для детей, который с удовольствием смотрят и взрослые. Волшебная музыка П.И Чайковского, тонкий психологизм и яркая театральность режиссуры, живописные костюмы и изумительные в своей оригинальности танцевальные номера в исполнении виртуозных танцовщиков делают эту постановку одним из самых любимых и ожидаемых зрелищ театрального сезона. Кроме того, согласно немецкой легенде, щелкунчики приносят удачу и оберегают дом.

Январь
 
1   2   3  4  5  
6  7   8  9  10  11  12 
13  14  15  16  17  18  19
20  21  22  23  24  25  26 27  28  29  30  31
 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин

...Поэт идёт, открыты вежды...

 

 

Появилась на свет, предположительно, 19 января 1875 года в Царском селе; в некоторых источниках как место рождения указывается Кавказ, также есть упоминания о том, что на самом деле писательница родилась в 1876 году. Сведений о ее семье мало; отцом Чарской был военный инженер, полковник Алексей Александрович Воронов, мать, о которой практически ничего не известно, скончалась в родах (если верить автобиографической повести Чарской «За что?», воспитывалась она в основном сестрами покойной матери). Позднее отец женился повторно; в некоторых своих произведениях писательница упоминает о том, что у нее были сводные братья и сестры. Семь лет (1886—1893) Лидия провела в Павловском женском институте в Петербурге; впечатления институтской жизни стали материалом для её будущих книг. Уже в десять лет она сочиняла стихи, а с 15-летнего возраста вела дневник, записи в котором частично сохранились. В 18 лет, с отличием окончив институт, она обвенчалась с офицером Б. Чуриловым, но брак был недолгим: вскоре он уехал в Сибирь на место службы, покинув жену с новорожденным сыном. Лидия Алексеевна поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище в Петербурге; в 1898 г., после окончания учебы, она поступила в Петербургский Александринский Императорский театр, в котором прослужила до 1924 г. В основном она исполняла незначительные, эпизодические роли; платили за них не слишком много, и молодой актрисе, самостоятельно воспитывавшей сына Юрия, денег на жизнь катастрофически не хватало. Собственно, стеснение в средствах и подтолкнуло Лидию Алексеевну к писательскому делу: в 1901 г. она пишет повесть «Записки институтки», основанную на ее школьных дневниках. Книга была опубликована в журнале для детей «Задушевное слово» под сценическим псевдонимом начинающей писательницы — Л. Чарская (от «чары», «очарование»). «Записки…» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно — школьниц. Так, в 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34 %), Пушкина (23 %), Чарскую (21 %), Твена (18 %), Тургенева (12 %). Журнал «Русская школа» в девятом номере за тот же 1911 год сообщал: «В восьми женских гимназиях (I, II и IV классы) в сочинении, заданном учительницей на тему „Любимая книга“, девочки почти единогласно указали произведения Чарской. В анкете, сделанной в одной детской библиотеке, на вопрос, чем не нравится библиотека, было получено в ответ: „Нет книг Чарской“». По словам Ф. Сологуба, «…популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой напряженности и пылкости…» Повести Лидии Алексеевны переводились на иностранные языки. Была учреждена стипендия для гимназистов имени Л. Чарской. В 1917 г. грянула революция, и Чарскую практически перестали печатать. Дворянское происхождение, «буржуазно-мещанские взгляды» — все говорило не в пользу писательницы. В 1918-м закрылся журнал «Задушевное слово», и последняя повесть Лидии Алексеевны, «Мотылек», так и осталась неоконченной; позднее она с огромным трудом опубликовала 4 маленькие книжки для детей под псевдонимом «Н. Иванова». (Возможно что это не совсем псевдоним."Иванова" ее фамилия по третьему мужу, "Н" - возможно сокращение от Нина - имени ее любимой героини") Повести Чарской изымались из библиотек как «не соответствующие идейным и педагогическим требованиям», учителя не рекомендовали (а то и запрещали) школьникам читать ее книги. В 1924 г. она ушла из театра, жила на актерскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадным к творчеству писательницы Чуковским. Дети по-прежнему с удовольствием читали ее книги, несмотря на то, что достать их было совсем не просто: очевидцы вспоминали, что соседские ребята приносили Лидии Алексеевне продукты и даже деньги, та взамен давала им почитать свои рукописи. Неизвестно, что стало с сыном писательницы, Юрием: считается, что он погиб во время Гражданской войны, однако по некоторым данным он остался жив, в тридцатые годы служил на Дальнем Востоке. Умерла Лидия Чарская в 1937 г. в Ленинграде и была похоронена на Смоленском кладбище. Всего за 20 лет творчества из под пера писательницы вышли около 80 произведений.
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/5527-lidiya-charskaya

Чарская Лидия Алексеевна
31 января
актриса XIX века, писатель в общественном достоянии, сказочник

День рождения

 

Писатели

Чарская Лидия Алексеевна
31 января
актриса XIX века, писатель в общественном достоянии, сказочник

Бекетова Мария Андреевна
24 января
писательница России XIX века, мемуарист СССР

Арьев Андрей Юрьевич
18 января
литературовед XX века, писатель России

Билибин Виктор Викторович
19 января
редактор Российской империи, журналист, адвокат, писатель России XIX века

Владко Владимир Николаевич
8 января
журналист СССР, писатель

Волков Олег Васильевич
21 января
мемуарист России, переводчик XX века, эколог, писатель

Гоппе Герман Борисович
20 января
поэт Санкт-Петербурга, писатель

Инна Варламова
21 января
переводчик XX века, писательница России, писатель Москвы

Каптаренко Александр Александрович
27 января
писатель России XXI века, инженер

Крымов Юрий Соломонович
19 января
писатель России XX века

Маруся Климова
14 января
переводчик прозы и драматургии на русский язык, писатель России XX века

Оскотский Захар Григорьевич
23 января
писатель России XXI века

Рыбаков Вячеслав Михайлович
19 января
синолог России, сценарист, писатель

Свет Яков Михайлович
19 января
писатель СССР, переводчик

Шефнер Вадим Сергеевич
12 января
писатель России XX века, поэт, переводчик поэзии на русский язык

Шкловский Виктор Борисович


 

 

 

24 января
писатель России XX века, революционер, эсер, литературовед, сценарист, прозаик русского авангарда, теоретик кино, эссеист, мемуарист СССР

Яснов Михаил Давидович
8 января
писатель России XX века, переводчик поэзии на русский язык, поэт

Воронов Юрий Петрович (13 января) - депутат Верховного Совета СССР 11 созыва, писатель-соцреалист, журналист XX века, поэт.

Грунтовский Андрей Вадимович (26 января) - писатель России XX века, поэт, этнограф.

Колосенок Станислав Витальевич (16 января) - депутат Верховного Совета Карело-Финской ССР, писатель Карелии.

Морев Александр Сергеевич (3 января) - художник неофициального искусства СССР, поэт Санкт-Петербурга, писатель.

Топильская Елена Валентиновна (27 января) - писатель России XXI века, адвокат.

Тублин Константин Валентинович (17 января) - издатель России, менеджер, предприниматель, журналист «Литературной газеты», писатель Санкт-Петербурга.

Хатов Александр Ильич (8 января) - переводчик Российской империи, писатель России XIX века, генерал от инфантерии (Российская империя), картограф.

Хейфец Михаил Рувимович (18 января) - журналист Израиля, писатель.

Чекалевский Пётр Петрович (16 января) - дипломат Российской империи, писатель.

Городецкий Сергей Митрофанович
17 января
переводчик поэзии на русский язык, преподаватель Литературного института имени А. М. Горького, художник русского авангарда, писатель Обнинска, поэт

Ивашева Валентина Васильевна (15 января) - доктор филологических наук, писательница СССР, преподаватель филологического факультета МГУ, литературовед.

Морозов Георгий Фёдорович (19 января) - ботаник Российской империи, почвовед, писатель в общественном достоянии, преподаватель Санкт-Петербургского лесотехнического университета, географ.

Ивашева Валентина Васильевна (15 января) - доктор филологических наук, писательница СССР, преподаватель филологического факультета МГУ, литературовед.

Морозов Георгий Фёдорович (19 января) - ботаник Российской империи, почвовед, писатель в общественном достоянии, преподаватель Санкт-Петербургского лесотехнического университета, географ.

Уфлянд Владимир Иосифович (22 января) - поэт XX века, художник неофициального искусства СССР, писатель России

Конеген Светлана Юрьевна
1 января
писательница России, культуролог

Гоппе Герман Борисович
20 января
поэт Санкт-Петербурга, писатель

Шефнер Вадим Сергеевич
12 января
писатель России XX века, поэт, переводчик поэзии на русский язык

Яснов Михаил Давидович
8 января
писатель России XX века, переводчик поэзии на русский язык, поэт

Воронов Юрий Петрович (13 января) - депутат Верховного Совета СССР 11 созыва, писатель-соцреалист, журналист XX века, поэт.

Грунтовский Андрей Вадимович (26 января) - писатель России XX века, поэт, этнограф.

Колосенок Станислав Витальевич (16 января) - депутат Верховного Совета Карело-Финской ССР, писатель Карелии.

Морев Александр Сергеевич (3 января) - художник неофициального искусства СССР, поэт Санкт-Петербурга, писатель.

Вентцель Николай Николаевич
12 января
переводчик Российской империи, поэт, драматург, адвокат, сатирик

Карамзина Мария Владимировна
19 января
поэтесса, поэт Эстонии

Романов Андрей Владимирович
2 января
поэт России XX века

Гущин Александр Геннадьевич (9 января) - поэт XX века.

Оношкович-Яцына Ада Ивановна (19 января) - поэтесса СССР, переводчик XX

ДОМЛИТ. spb. ru   СЕГОДНЯ 11 февраля  2021 г.

26 ЯНВАРЯ вторник

19:00 - Экскурсия по выставке "ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ"

19:00 - УНИКАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ И КНИЖНЫЕ РАРИТЕТЫ. Экскурсия с посещением фондов Научной библиотеки_Timepad

30 ЯНВАРЯ суббота

13:00 - АРХАИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ

15:00 - Экскурсия по выставке "ИСЦЕЛЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ"

31 ЯНВАРЯ воскресенье

13:00 - ВХОДЯ В ДОМ МОЛИТВЫ

13:00 - МАСОНСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ_Timepad

15:00 - ТРИ МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ_Timepad

 

Дополнительная информация по тел.: 315-30-80         ЗДЕСЬ!

ИЕ

 

Шкловский Виктор Борисович
24 января

 

писатель России XX века, революционер, эсер, литературовед, сценарист, прозаик русского авангарда, теоретик кино, эссеист, мемуарист СССР

 

65 лет Ленинградскому метрополитену 

 

В    ЯНВАРЕ    ОТКРЫТЫ    СТАНЦИИ!

 

КЛИКАБЕЛЬНО! ИНФОРМАЦИЯ САЙТА Mirprometro.spb.ru

 

Савельева 

Людмила 

Михайловна
24 января

 

актриса XX века, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России

 

22 января 1860 Первое литературное чтение в пользу Литературного фонда

В зале «Пассажа» состоялось первое литературное чтение в пользу Литературного фонда. Главным организатором чтения был И. С. Тургенев; выступали он сам, а также Н. А. Некрасов, Я. П. Полонский, А. Н. Майков, В. Г. Бенедиктов, Б. М. Маркевич. Успех вечера был полный и это побудило организаторов провести вскоре еще два повторных чтения. Добавлю также, что чтения были первым публичным выступлением русских писателей; зал Пассажа был безвозмездно предоставлен для выступления торговым домом Похитонова, Водова и Струговщикова. Доходы от чтений пошли на помощь нуждающимся литераторам.

История метрополитена

Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

24 января 1928 

В Доме печати прошел театрализованный вечер «Три левых часа»
В Доме печати (набережная Фонтанки, 7) прошел организованный группой ОБЭРИУ театрализованный вечер «Три левых часа». В нем выступали Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов, Н. Заболоцкий и другие члены группы; читались стихи, было показано представление по пьесе Хармса «Елизавета Бам», демонстрировался фильм «Мясорубка» (монтаж отрывков разных кинолент). Самый большой и представительный вечер «обэриутов».

 

29 января 1736

 

285 лет назад Первая опера в России
Опера в России началась с приезда итальянской труппы во времена Анны Иоанновны. Первое представление: опера — «Сила любви и ненависти» (музыка — Франческо Арайя, перевод либретто на русский язык — В. К. Тредиаковский).

 

 

29 января 1816

205 лет назад

Организовано Общество соревнователей просвещения и благотворения


Впоследствии Вольное общество любителей российской словесности. Существовало до 1825 года, в числе его членов были К. Ф. Рылеев, А. С. Грибоедов, В. К. Кюхельбекер.

25 Января **PRO|ЧТЕНИУМ фельетоны и рассказы в исполнении Валентины Мозольковой **Кинолекторий «Гофманиада» **Лекция «Мировой книжный рынок книг по искусству. Опыт книжных магазинов Государственного Эрмитажа»

 

РНБ

 

Лекции