13 февраля 1894

Первый номер «Русской музыкальной газеты»

«Русская музыкальная газета» — музыкальное периодическое издание, выходившее в Санкт-Петербурге в 1894—1918 годах.

Журнал «Русская музыкальная газета» был посвящён по преимуществу музыкальной журналистике: изучению русской и русской народной музыки и музыкального развития в России.

Первым издателем и бессменным главным редактором «Русской музыкальной газеты» был Николай Фёдорович Финдейзен. В работе редакции принимали активное участие Александр Вячеславович Оссовский и Евгений Максимович Петровский. С изданием охотно сотрудничали многие видные музыкальные деятели Российской империи: И. В. Липаев, Г. П. Прокофьев, Н. П. Малков, Д. Н. Соловьёв, Р. В. Геника, В. Е. Чешихин, Ю. В. Курдюмов, В. Г. Вальтер, А. П. Коптяев, В. Д. Корганов, А. В. Преображенский, С. В. Смоленский, В. М. Металлов, Н. И. Компанейский и др.

Дебют печатного издания оказался весьма успешным и, в первые пять лет, газета значительно увеличила объём (число страниц возросло от 16 до 100) и тираж от первоначального. Сначала «Русская музыкальная газета» выходила ежемесячно, с 1899 года стала выходить еженедельно. С 1913 по 1916 год газета выходила вместе с приложением «Библиографический листок» Структура газеты на протяжении всего периода её существования практические не менялась. В газете было три раздела. В первый раздел помещались статьи и очерки широкой музыкальной тематики. Особую ценность представляют подборки писем композиторов, впервые опубликованные в газете. Кроме исторических очерков о композиторах прошлого, в специальной рубрике «Современные музыкальные деятели» рассказывалось о творчестве композиторов и исполнителей рубежа XIX—XX веков; проводился тематический разбор новых сочинений. В отдельной рубрике «Периодическая печать о музыке» давался краткий обзор информации из других музыкальных изданий. В газете существовал специальный раздел «Глинкиниана», который был целиком посвящён жизни и творчеству основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки. Отдельные исторические очерки были посвящены музыкальной культуре России: статьи «Роговая музыка в России» Н. Финдейзена, «История русской оперы» В. Чешихина, «Оркестровые музыканты» И. Липаева. Печатались статьи, затрагивавшие музыкально-теоретические проблемы («Мажор и минор с физической точки зрения» И. Львова, «О персо-арабской гамме» В. Петра) и новые музыкальные течения («Музыка футуристов» И. Липаева, «О современных стремлениях к новой музыкальной (тональной) системе» Н. Черкаса). Существовала также специальная рубрика «Церковно-певческое дело». В тексте издания и отдельнопомещались портреты, рисунки, автографы и нотные примеры.

Тематика второго раздела — хроника музыкальной жизни. Здесь размещались рецензии на концерты и театральные постановки; затрагивались важные события музыкальной жизни. Практически в каждом выпуске помещались отчёты о работе территориальных отделений Русского музыкального общества. Существовала специальная рубрика «Музыка за границей», в которой среди прочего помещались обзоры «Русская музыка за границей».

Третий раздел газеты — «Библиография» (с некоторого времени он стал выходить в качестве приложения под названием «Библиографический листок»). Здесь размещалась информация о новых музыкальных книгах и нотных изданиях, с рецензиями на них.

Был выпущен целый ряд специальных выпусков, посвящённых выдающимся композиторам (И. С. Бах, А. Бородин, И. Брамс, А. Глазунов, М. Глинка, К. Давыдов, А. Лядов, В. А. Моцарт, М. Мусоргский, Э Направник, А. Рубинштейн, В. Сенилов, С. Танеев, П. Чайковский, Н. Черепнин, Ф. Шопен) и специальные выпуски по другим темам.

В 1917 году вышло всего 36 номеров — повлияли революционные события. В 1918 году вышло всего 6 сдвоенных тетрадей (12 номеров) и в № 11-12 редакция газеты сообщила о приостановке издания. Последующие политические события не позволили возобновить её выпуск.

 

 

12 февраля в Центральном выставочном зале Нового здания РНБ (Московский, 165/2) состоится открытие выставки «Я/Мы  - Достоевский».

На выставке будут представлены психологические портреты героев «великого пятикнижия» Ф.М. Достоевского (т.е. романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»), а также ряда других произведений («Бедные люди», «Игрок», «Униженные и оскорбленные»). Посетители выставки узнают о людях, послуживших автору в качестве прототипов его героев (возможно, даже найдут нечто общее между ними и собой), а также о наиболее значимых экранизациях произведений Достоевского и многом другом. В числе отбранных к экспозиции изданий можно увидеть первые публикации романов Ф.М. Достоевского (в журналах «Русский вестник», «Отечественные записки», «Время», а также первые отдельные издания). Также посетители узнают, какую роль в жизни и творчестве Достоевского сыграла его возлюбленная А.П. Суслова, об истории известного французского грабителя и убийцы Пьера-Франсуа Ласенера, ставшего одним из прототипов Родиона Раскольникова, а также о том, какое влияние на писателя и его творчество оказали люди из его окружения и события той эпохи.
На выставке можно будет увидеть ряд фотокопий страниц рукописей Ф.М. Достоевского с его рисунками, предоставленных ведущим науч-ным сотрудником Пушкинского Дома К.А. Барштом, а также иллюстрации по мотивам произведений Достоевского, выполненные в технике резьбы по дереву П.В. Кодинцевым и А.Г.  Кисиным – участниками Творческого сообщества «БолгАРТские Графики». Выставка продолжит работу до 4 апреля.

Февраль
 
1   2   3  4  5  
6  7   8  9  10  11  12 
13  14  15  16  17  18  19
20  21  22  23  24  25  26 27  28  29  30  31
 

 

 

 

 

 

А.С.Пушкин

...Поэт идёт, открыты вежды...

 

 

Современники говорили, что, глядя на нее, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах. А для нее самой танец был всем – и реальностью, и мечтой, и жизнью, и тем, что ждет за пределами жизни. Ее последние слова были: «Приготовьте мой костюм Лебедя…»

Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е.О. Вазем, П.А. Гердта.

Вот как вспоминает о ее школьных годах Тамара Карсавина в книге «Театральная улица»:

«Не обладая достаточной проницательностью, мы восхищались только виртуозностью танца, нашим идеалом была крепкая коренастая фигура Леньяни. И сама Павлова тогда вряд ли осознавала, что в ее хрупкости и некоторой ограниченности технических возможностей как раз и таилась огромная сила ее неповторимой и чарующей индивидуальности. Романтизм в ту пору вышел из моды. Даже сама фигура танцовщиц по сравнению с силуэтами тех, кто танцевал полвека назад, явно демонстрировала изменение вкусов публики, охладевшей к воздушным видениям и восхищавшейся теперь более земными прелестями.

Худоба считалась врагом красоты, и все сходились на мнении, что Анна Павлова нуждалась в усиленном питании. Она, очевидно, придерживалась такого же мнения, так как добросовестно глотала рыбий жир, который наш врач считал панацеей от всех зол, мы же все его ненавидели. Подобно всем нам, она старалась подражать нашему идеалу виртуозности, Леньяни. К счастью для Павловой, Гердт сумел распознать сущность ее таланта. Ему было больно видеть, как его хрупкая ученица пытается выполнить то, что легко давалось мускулистой итальянской танцовщице. Он посоветовал ей не гнаться за эффектами, подвергающими опасности ее хрупкий организм.

Во время дебюта Павлова очень переживала из-за своих «недостатков». Но ей было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони».

В 1899 году, по окончании училища, Анна Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.

Высокая, стройная, с удлиненными по форме руками и ногами с высоким подъемом, в юности она не владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком». Впоследствии, чтобы исполнять партии, созданные М.И. Петипа для итальянских виртуозок, Павлова занималась частным образом с Энрико Чекетти в Петербурге и с главным педагогом школы «Ла Скала» в Милане Катариной Беретта.

Уже 19 сентября 1899 года Павлова дебютировала в маленькой роли в «Тщетной предосторожности», затем последовали роли в «Волшебной флейте» и в «Баядерке». В 1903 году ей была доверена партия Жизели, и молодая балерина поразила всех глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в «Наяде и рыбаке», «Пахите», «Корсаре», «Дон Кихоте». В то же время воздушная, похожая на сильфиду Павлова благодаря природному темпераменту с огромным успехом танцевала испанские и демихарак-терные партии классического репертуара (уличная танцовщица в «Дон Кихоте», панадерос в «Раймонде»).

В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены. Работа с Михаилом Фокиным открыла для нее новый репертуар. Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок в 1907 году навели Фокина на мысль о возрождении романтического балета. Так появилась «Шопениана» – тонкая стилизация в духе изящной ожившей гравюры эпохи Тальони. В «Шопениане» Павлова танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским.

Ее летящий арабеск вошел в историю – художник Валентин Серов увековечил его на афише к «Русским сезонам» в Париже в 1909 году.

В 1907 году Павлова танцевала с труппой Фокина в Москве, и это принесло ей всероссийскую славу. Именно после этих гастролей, в качестве расплаты за денежный долг Фокин поставил для Павловой «Умирающего лебедя», ставшего ее несомненной артистической удачей. Содружество Фокина и Павловой оказалось плодотворным – она танцевала в его «Павильоне Армиды», в «Египетских ночах». Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.

8 мая 1908 года в Гельсингфорсе Павлова танцевала Терезу в «Привале кавалерии», затем гастроли продолжились в Стокгольме, Копенгагене, Праге, в городах Германии и закончились в Берлине. Этот год следует считать началом ее международного признания. В мае 1909 года на гастролях с артистами Мариинки в Берлине она танцевала «Жизель» вместе с Николаем Легатом.

Естественным для Павловой было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла в 1909 году на спектакле в Суворинском театре в честь 75-летнего юбилея владельца – А. Суворина. Для своего дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Патетика оправдывалась наивной искренностью чувства. Свободные движения корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напоминая о влиянии Дункан. Но и классический танец, включая пальцевую технику, присутствовал, дополняя выразительные жесты. Самостоятельное творчество Павловой было встречено с одобрением. Следующими номерами были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».

Для Дягилева участие Анны Павловой в его антрепризе означало гарантию успеха. Несмотря на то что ее пребывание у Дягилева было весьма кратковременным, во всем цивилизованном мире дягилевский балет и поныне ассоциируется с именами Павловой и Нижинского.

Но ей многое не нравилось в дягилевской антрепризе. Павлова часто говорила, что красота танца значила для нее всё, а уродство – ничего, и категорически отвергала то, что казалось ей уродливым. В этот список входили и пластические элементы новой хореографии, и музыка Стравинского в «Жар-птице», казавшаяся ей недостаточно мелодичной. Павлова, великая балерина классического стиля, не приняла эстетики тех хореографов-новаторов, которые вслед за Фокиным пришли в «Русские балеты» Дягилева и произвели революцию в мире танца.                           ЗДЕСЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ

 

Бенуа Юлий Юльевич
25 февраля
архитектор Российской империи

День рождения

 

Писатели

Ремез Оскар Яковлевич (23 февраля) - писатель России XX века, педагог ГИТИСа, театровед, доктор искусствоведения.

Айн Рэнд
2 февраля
философ XX века, писатель США

Иванов Борис Иванович
25 февраля
писатель России XX века

Монтеверде Николай Августинович
25 февраля
ботаник Российской империи, писатель в общественном достоянии

Чулаки Михаил Михайлович
25 февраля
публицист России, психиатр XX века, писатель

Ювачёв Иван Павлович
23 февраля
революционер России, писатель XIX века, мемуарист СССР

Власов Александр Ефимович (20 февраля) - писатель России XX века, сценарист, журналист.

Гершуни Евгений Павлович (25 февраля) - режиссёр СССР, писатель.

Мурашова Екатерина Вадимовна (22 февраля) - писатель России XX века.

Филатов Никита Александрович (8 февраля) - писатель России XX века, адвокат.

Безобразов Павел Владимирович (14 февраля) - переводчик Российской империи, писатель России XIX века, историк, публицист, преподаватель МГУ.

Радлова Анна Дмитриевна
16 февраля
поэт XX века, поэтесса Серебряного, переводчик

Гаркуша Олег Алексеевич
23 февраля
поэт России

Кулле Сергей Леонидович
29 февраля
поэт России

Миронов Александр Николаевич (28 февраля) - поэт России.

Земцовский Изалий Иосифович (22 февраля) - доктор искусствоведения, музыковед СССР, фольклорист.

Ремез Оскар Яковлевич (23 февраля) - писатель России XX века, педагог ГИТИСа, театровед, доктор искусствоведения.

Герман Михаил Юрьевич (23 февраля) - искусствовед России.

Петрова Евгения Николаевна (13 февраля) - исследователь русского авангарда, куратор-искусствовед России, искусствовед.


 

 

 

Северюхин Дмитрий Яковлевич (13 февраля) - культуролог России, искусствовед.

Шуйский Валерий Константинович (20 февраля) - искусствовед России.

Линдрот Лев Николаевич (15 февраля) - художник Санкт-Петербурга, преподаватель Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, архитектор.

Ляцкий Ефим Эльмович (24 февраля) - живописец Ленинградского Союза художников, преподаватель Санкт-Петербургской академии театрального искусства, художник России.

Горохова Елена Константиновна
19 февраля
живописец Ленинградского Союза художников, художник России

Добрякова Ирина Михайловна
16 февраля
живописец Ленинградского Союза художников, художник России

Славин Ким Николаевич
25 февраля
живописец Ленинградского Союза художников, художник Санкт-Петербурга

Тюленев Виталий Иванович
28 февраля
художник Санкт-Петербурга, живописец Ленинградского Союза художников

Штейнмиллер Надежда Павловна
16 февраля
живописец Ленинградского Союза художников, художник России

Воробьёв Сократ Максимович (12 февраля) - академик Императорской Академии художеств, художник России.

Дормидонтов Николай Иванович (4 февраля) - живописец Ленинградского Союза художников, художник русского авангарда, график.

Капелян Григорий Исаакович (2 февраля) - художник Санкт-Петербурга.

Межиров Юрий Александрович (7 февраля) - живописец Ленинградского Союза художников, художник Санкт-Петербурга.

Мочальский Дмитрий Константинович (15 февраля) - художник России.

Порай-Кошиц Алексей Евгеньевич (24 февраля) - художник-постановщик России.

Рянгина Серафима Васильевна (25 февраля) - художник России XX века.

Френц Владимир Рудольфович (11 февраля) - художник России, живописец Ленинградского Союза художников.

Чегоровский Лев Ильич (20 февраля) - художник России, живописец Ленинградского Союза художников.

Эндер Борис Владимирович (4 февраля) - художник XX века, теоретик русского авангарда.

Адаевская Элла Георгиевна
22 февраля
музыковед XIX века, композитор, пианист

Дешевов Владимир Михайлович (11 февраля) - композитор XX века, кинокомпозитор России.

Фельдт Павел Эмильевич (21 февраля) - дирижёр России, композитор XX века.

Зейдман Борис Исаакович (10 февраля) - преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, композитор XX века.

Бенуа Юлий Юльевич
25 февраля
архитектор Российской империи

Старов Иван Егорович
23 февраля
архитектор Гатчины

Соминский Зиновий Самойлович (5 февраля) - архитектор Москвы.

Линдрот Лев Николаевич (15 февраля) - художник Санкт-Петербурга, преподаватель Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, архитектор.

Адоньева Светлана Борисовна (14 февраля) - культуролог России, этнограф, фольклорист, антрополог XX века, доктор филологических наук, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, филолог.

Лотман Юрий Михайлович
28 февраля
литературовед СССР, пушкинист, преподаватель Тартуского университета, академик АН Эстонии, доктор филологических наук, теоретик кино, исследователь Слова о полку Игореве, филолог

Панченко Александр Михайлович
25 февраля
доктор филологических наук, исследователь древнерусской литературы, преподаватель Российского государственного педагогического университета, литературовед России, филолог

Эткинд Ефим Григорьевич
26 февраля
литературовед СССР, преподаватель Российского государственного педагогического университета, доктор филологических наук, переводчик поэзии на русский язык

ДОМЛИТ. spb. ru   СЕГОДНЯ 11 февраля  2021 г.

 

Открыта предварительная регистрация в полуфиналы чемпионатов города среди мужчин и женщин, которые пройдут в ШК "Медный всадник" с 22 февраля по 2 марта. Начало туров в 17:00. Турнирный взнос 500 руб. для всех участников.

Допускаются мужчины с рейтингом Эло или ФШР 2100-2399, женщины с рейтингом не выше 1999 (на 01.01.2021 или на начало соревнований). Участники должны предоставить справку об отрицательном тесте на коронавирус, полученную не ранее 19 февраля.

 

 

Рерих Елена Ивановна
12 февраля
философ XX века, путешественник в Тибет

 

 

65 лет Ленинградскому метрополитену 

 

В    феврале    ОТКРЫТЫ    СТАНЦИИ!

 

КЛИКАБЕЛЬНО! ИНФОРМАЦИЯ САЙТА Mirprometro.spb.ru

 

История метрополитена

Идея создания в северной столице Российской империи Санкт-Петербурге городской внеуличной железной дороги - метрополитена - имеет давнюю историю и уходит своими корнями в XIX столетие. Еще в 1820 году инженер Торгованов обращался через графа М.А. Милорадовича к Александру I с проектом устройства тоннеля под Невой. Предложение получило резолюцию: «Выдать Торгованову из кабинета 200 р. и обязать его подписью впредь прожектами не заниматься, а упражняться в промыслах, ему свойственных». С близкими идеями и так же безрезультатно выступал известный изобретатель-самоучка И.П. Кулибин.

Отдел реализации Издательства

Адрес:                   
191014, г. Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 15
(ст. м. «Маяковская» или «Площадь Восстания»). Вход в арку, справа у арки перед решёткой — домофон (нажать 2В), во дворе сразу налево, серая дверь.

Часы приема покупателей:
вторник, четверг с 13.00 до 17.00  
среда — с 10.00 до 17.00 
пятница, суббота, воскресенье, понедельник — для посетителей закрыт. 

 

17 февраля 1897

 

Первый номер журнала «Театр и искусство»


Вышел в свет первый номер еженедельного журнала «Театр и искусство», издававшегося до 1918 года З. В. Холмской (Тимофеевой) под редакцией критика А. Р. Кугеля. Крупнейший и наиболее авторитетный в России театральный журнал.

 

 

Петербургский

Книжный Фестиваль

 

Девять книг серии "История моей улицы" посвящена 315- летний годовщине основания Санкт-Петербурга. Известные петербургские авторы рассказывают о городских улицах своего детства, делятся воспоминаниями о любимых местах , перелистывают личные страницы истории, повествуют о событиях своей жизни, происходивших в любимом городе.

Литейный проспект и Разъезжая улица. Малая Охта и Английская набережная. Васильевский остров и площадь Мужества. География и история Санкт-Петербурга в жизни петербургских писателей и поэтов.

Серия выпущена по инициативе и при поддержке Комитета по печати. На Новогоднем книжном салоне все желающие могут приобрести эти книги на стенде 228

.

Издательство "КОМПОЗИТОР"

 

 

 

 

 

КАТАЛОГ  ИЗДАТЕЛЬСТВА

 

Из-за карантина общим решением организаторы перенесли показ спектаклей на 21–25 сентября, назвав фестиваль-2021 «ОСЕННИЙ МАРАФОН».

Но если что-то не устроить в феврале — город начнет забывать о Володинском. Поэтому было решено провести в обычные сроки «Первую читку» — знаменитый драматургический проект представления новых текстов. Их, более 300 штук, читали не только внутренние эксперты (под руководством театроведа-модератора Ольги Каммари это были Нияз Игламов, Ника Пархомовская, Олжас Жанайдаров, Дмитрий Крестьянкин, Алексей Стрельников)

ШАХМАТНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СПб